Просят отдать исходники. Отдавать ?

На днях столкнулась с такой ситуацией: провела фотосъемку для молодой пары, фото им очень понравились, но они попросили еще и исходники, так как, по их словам, прошлый фотограф всегда отдавал им исходный материал. Честно говоря, я первый раз такое слышу. А вы?

48 комментариев

  1. Конечно, отдавать. А в чём проблема? Они же деньги за это платят. Просто, можете предусмотреть пакеты, куда входят необработанные материалы. Или без них. Мы, к примеру, с прошлого сезона всё отдаем. Нас запарили просьбы слить необработанный материал. И тепрерь мы всё включаем в услугу. Сразу сливаем на диск. И диск отдаем при передаче готового заказа. А у нас-то материала по 200-300 Гбт бывает. У вас всё проще))

  2. Сегодня с толкнулась с подобной ситуацмей: клиенты попросили у нашего видеооператора необработанную съемку! Мне кажется, раз просят, можно дать!

     

  3. Мария, а именно какую съемку "провела фотосъемку для молодой пары" вы делали? Свадебная, просто прогулка, история, ..??? Любая коммерческая съемка оговаривается заранее и подписывается договор, при TFP релиз. И если даже без подписания чего либо, то обязательно оговаривается устно и клиенты знают, что именно они получат. Если свадебная фотосессия, отдаю без проблем, а вот любая другая съемка, то извините, только то, что оговаривалось, особенно фотосеты для портфолио. Для хорошего портрета можно отснять не один десяток кадров, но получат именно один кадр, как было договорено. Повторюсь, свадебная фотосъемка- другое дело, мне не жалко. Пусть листают... ))  Ну а то, что впервые слышите об этом, значит у вас еще много чего впереди! Успехов! 

  4. Видео материал отдаю и исходники. Фото на усмотрение и по договоренности

  5. Обычно стараюсь не отдавать исходники.  Тем более, что съемка ведется в RAW. При желании заказчика могу отдать кадры без глубокой ретуши, но совсем уж сырец - не вижу смысла. Кстати, один раз наблюдал случай, когда недовольные фотографом клиенты выложили на одном из форумов для подтверждения своих слов именно необработанные кадры.

  6. да, проблема сложная. С одной стороны, если речь о свадьбе, можно и отдать. Я пару раз отдавал - ребята увлекались фото, и им хотелось поупражняться в обработке. Сомнительно, что у них будет время и результат, но... С другой стороны, мы, господа коллеги, теряем деньги, отдавая исходники. Вы даже не подозреваете, какие именно.

     Насчет выкладывания сырых в сеть - оговаривайте в договоре. И совсем не факт, что сырые исходники - собственность заказчика. Это только в случае приобретения исключительных прав. За большие деньги.

    А чтобы такую проблему устранить - лучше снимать так, чтобы кадр требовал минимальной обработки, тогда raw будет не сильно отличаться от обработанного. 

  7. Я согласен с Игоем Шерман. Исходники - это возможность продать тому же клиенту, что-то ещё с того, что уже отдано. Отдав исходники Вы лешаетесь такой возможности. И во многом согласен с Михаилом Черепановым. Такой вариант вполне возможен, когда клиент может проявить своё недовольство любой Вашей фотосъёмкой и выставить, то что ещё не обработано, потому-что бывает, что интересный кадр, но темноват. А клиенту неважно, что вы из него получите в итогне, важен настоящий факт, присутствие у него этого кадра.

  8. "...прошлый фотограф всегда отдавал им исходный материал..."

    1. Не понял, они какой раз женятся? Второй? ;-)

    2. Лично у меня в договоре есть пункт, по которому все исходные материалы принадлежат мне. У художника никто ведь не просит краски, кисти, мольберт? Или в ресторане: "Дайте нам очистки, пожалуйста..." Вы получаете готовый продукт. Что ещё нужно? При встрече я это на пальцах объясняю. За всё время было только две таких просьбы. Одним отдал исходники после предварительного отбора. А второй паре отказал, вплоть до обращения в суд. Уж больно по-хамски себя повели. Не пошли в суд...

  9. Олег Фоменко снимала "просто прогулку", заранее было обговоренно, что отдаю только обработанный материал, так как снимаю в RAW. Спасибо Михаилу и Игорю за информацию по поводу выкладывания заказчиками в сеть необработонного материала, буду знать.Всем большое спасибо, за комментарии.

  10. если просят -  исходники отдаю, и фото и видео.

    Недавно работал через посредников (есть одна парочка супругов-ведущих-певцов-караоке) - через них отдавал готовый материал, а они со мной расчитывались за клиента. Так вот они клиенту отдали мой деморолик, размещенный на рутюбе (ужатый до минимума и сокращенный до максимума). Клиент офигел, сам на меня вышел - я им привез копию готового фильма и исходники. Они обалдели от беспредела этих ведущих, моя репутация - восстановлена!

  11. фотограф Мария Растегаева, вот теперь понятно. Ну раз всё заранее вы обговорили с клиентом, то какие проблемы. Главное теперь, в мягкой форме, объяснить молодым что и как и почему. А лучше сказать: хорошо, отдам... Ну и отдайте им 105 кадров, если договаривались на 100. Вам правильно сказали здесь: откуда они будут знать сколько всего и какие они- исходники- то. И вам хорошо, и клиент счастлив.

  12. фотографам мне кажется нет смысла, и так фотографии отдают , а видеографам, есть, я обо всем предупреждаю, что такое исходники и как их смотреть и зачем им они могут быть нужны, и банкеты я не монтирую обычно, только за отдельные деньги и посмотреть как они тусили на банкете какие конкурсы как прошли можно благодаря исходникам, и вдруг они захотят через лет так 10 обновить впечатление, всегода можно отдать работу монтажеру и он сделает все подругому (а если туда добавить выписку из роддома, юбилей то такой семейный шедевр можно сделать после) да отдаю

  13. Что касается фотографий, то стараюсь не отдавать. Отдаю только в самых крайних случаях, чтобы не идти на открытый конфликт. Правильно было замечено, что никто в ресторане не попросит еще к основному блюду и очистки подать. Практически любая цифровая фотография требует дополнительной обработки и уж если отдавать исходники, то и их надо обработать, а это уже работы в 4 - 5 раз больше. К тому же на исходниках часто молодожены выглядят не в самых лучших ситуациях: у кого глаза закрыты, у кого рот открыт, у кого и то и другое. Даже если они не выложат ваши исходники в сеть, то просто покажут своим знакомым и скажут, что это фотографии ваши, то это будет большим ударом по вашей репутации профессионального фотографа.

  14. Уважаемые фотографы и видеографы! Вопрос о том что отдавать заказчику оговаривается заранее. Т.е. на стадии переговоров. Но в любом случае категорично заявляю, что отдавать заказчику ИС крайне непрофессионально и это является полным доказательством слабого мастерства исполнителей. У каждого оператора свои методы съемки (может он на голове стоит и ему так удобно) а вот фильмы и фотки у него гениальные! Так что вопрос с тем что бы отдавать  ли ИС должен решаться однозначно - нет. И тем более у видеографов. В противном случае все это похоже на какую-то уловку. Типа вот вам работу а вот вам ИС сверху как одолжение. Уверен, что такое положение не верно и свидетельствует только лишний раз о слабости исполнителя. Неверии в себе или неуверенности. А это в большинстве случаев не так. Клиента нужно учить (образовывать) Говорить с ним объяснять, что ему нужно или нет, каким образом за какие деньги в каком виде. Если вы сами не можете это объяснить то попросите друзей что бы они поговорили с заказчиками... а как иначе. Часто молодым хочется всего и много но они не понимают какой это труд. Пугаясь цены хотят снизить качество, мол и за так ИС отдаст... Это не верно. Я всегда говорю одни главные слова и это порой отрезвляет заказчиковЖ " А вы не пробовали на свадьбу купить на две бутылки поменьше, а фотографу заплатить за хороший фильм?". Вы получите двойную выгоду. Красивый мастерского уровня и меньше пьяных распоясовшихся гостей на празднике и больше улыбок... Колеги счастья всем вам и успехов в вашей нелегкой работе. Создавайте шедевры (или вещи граничащие с гениальными) и вам не прийдется отдавать ИС. С уважением ВВ

  15. Есть такое понятие - "Авторское право", и без исходников доказать, что именно ты являешься автором снимка практически невозможно. А ведь есть фотографии которые стоят огромных денег, хотя в момент съёмки об этом никто и не думал.

  16. Согласна с мнением, что если это не оговаривалось раньше то отдавать не стОит, Это Авторское право, либо отдавать за доп.плату, т.к. потом какой нибудь "друг семьи" будет ваши же фотографии показывать под своим именем

  17. Отдаю исходники. Обусловлено тем, что в этом случае у меня полностью "развязаны руки" в монтаже. Клиент получает свад. фильм 50-60 минут. Отснятого материала обычно - 3,5-4 часа, в 2 камеры - гораздо больше. Очень многие моменты изначально не войдут в монтажную версию (и это сразу объясняю клиентам) - выкупы в подъезде с плохими словами на стенах, банкет в не очень презентабельном ресторане... Длинное нудное чтение стишков из инета с открытки... А для многих это очень важно =) Так пусть смотрят исходники внимательно)

  18. Тоже однозначно поддержу Михаила Черепанова! В 99% случаев исходники не отдаю. Мне не нужны лишние проблемы связанные с тем, что клиенты выложат куда-либо сырые кадры, сославшись на то, что я в таком виде сдал им работу... Но возможен вариант и еще интереснее))) Не у всех развито чувство вкуса, а руки растут откуда им положено... Представьте себе ситуацию, когда ваш исходник попадает в руки подобного энтузиаста! Результат может быть настолько непредсказуем, что вы сами не узнаете свой снимок. Вшопленные голубочки, колечки, виньетки... На выходе - колхоз))) Мне лично моя репутация дорога и так легкомысленно ее запятнать я бы не хотел, хотя к счастью подобных ситуаций еще не возникало.Отстоять свои авторские права, имея на руках исходники, я всегда смогу, но нужны ли мне эти проблемы?.. 

  19. ПыСы:А деньги Они платят не "за это", а за готовый конечный продукт (если иное не оговорено предварительно). Зачем показывать им свою кухню? Вы же не требуете, придя в ресторан, чтобы вам вынесли остатки продуктов, из которых были сделаны выбранные вами блюда?

  20. Если какой умелец сильно захочет, что ему помешает заколхозить готовый jpg? Потом, зачем отдавать (и оставлять) карды заведомо с ляпами? Удаляйте брак, сортируйте фотки.     Ещё, зачем сравнивать исходники с кистью и мольбертом - у вас не фотокамеру требуют отдать; а также с очистками в ресторане - это не очистки, а грубо говоря, мешок картохи, кило морквы и т. д. из которых можно сварить тоже блюдо, но, например, по-домашнему :)

  21. Если какой умелец сильно захочет, что ему помешает заколхозить готовый jpg? Потом, зачем отдавать (и оставлять) карды заведомо с ляпами? Удаляйте брак, сортируйте фотки.     Ещё, зачем сравнивать исходники с кистью и мольбертом - у вас не фотокамеру требуют отдать; а также с очистками в ресторане - это не очистки, а грубо говоря, мешок картохи, кило морквы и т. д. из которых можно сварить тоже блюдо, но, например, по-домашнему :)

  22. Если заранее не оговорено (в договоре) и вы сами не хотите отдавать не отдавайте имеете полное право.Если Вы сами не против, удалите все, что не хотите показывать и отдвайте.

  23. Вообще-то клиенты платят не за материалы, а за готовый продукт - именно то что им понравилось при выборе мастера. А отдавать или просить это всё по желанию, то что кто-то нарвался на обманщика, как правило из собственной лени или экономии.Об этом писано, переписано, ожнако люди наступали и будут наступать на грабли!!! Убитые фото и в РАВ исходниках будут убитые

  24. Мне кажется, что для фото исходники отдавать очень странно. Люди потом обработают на свой лад, загрузят в Интернет и получится путаница, какие фото Вы как профессионал сделали, а какие сами молодожёны. Что может случайно сказаться на репутации Вашей. Попробуйте уточнить у пары, с какой целью они просят исходники? Им не понравилась обработка или что? Я считаю, что отдавать исходники фото не нужно. Объясните молодожёнам просто по хорошему, без негатива. Скажите, что там элементарно нет ретуши, а это не всегда выглядит эстетично. Зачем им такие фотографии? И лучше скинуть переписку (если не прописано в договоре), где Вы рассказывали что входит в пакет съемки.

  25. Был на МК знаменитого фотографа, этот вопрос предельно ясно был разъяснён всем слушателям. RAW отдавать нельзя. Это должно оговариваться в договоре. Если заказчики настаивают на выдаче RAW, то цена должна быть дороже. Профики не отдают исходники, так, как они могут быть переобработаны так, что это может повредить имиджу знаменитого фотографа, могут быть кем то выданы за свои и т д. К тому же в исходниках содержатся EXIF данные, которые могут быть доступны нежелательным конкурентам, ведь не зря же профи удаляют эти данные из своего портфолио. Что касается авторского права, то его имеют в равных долях, как фотограф, так и заказчик. Публикация фотографий заказчика в инете, тоже должна быть прописана в договоре, если заказчик не желает публиковаться, то цена возрастает в таком случае. Есть ещё договор о коммерческом использовании фото, если молодожены его с вами заключили, то цена на съёмку может быть бонусом снижена для них.

    Это конечно у суперпрофи такие условия. Я лично думаю, что если съёмка посредственная, то и исходники можно отдать, ведь если хорошо подумать, нужны ли они фотографу вообще? А если шедевр, то конечно за всё надо платить в лучшем случае, либо автор должен сам решать. Ни разу не слышал, чтобы знаменитости разбрасывались своими исходниками. По крайней мере не читал в их прайсах услуг.

  26. Ребята, подскажите, пожалуйста!
    Несколько месяцев назад сыграли свадьбу. Пригласили видеографа.
    Нормально ли то, что он не отснял полностью венчание и церемонию в ЗАГСе?

  27. У меня один раз попросили исходники с аргументом: у нас брат любит фотошопить, пусть он там платье в зеленый перекрасить попробует. Свадебное! Платье! Перекрасить! Я прописала в договоре, что при обработанных кем-то еще фото должны указываться отдельно фотограф и ретушер. Это касается любой свадьбы, на джипег тоже ведь можно сверху ада наложить :) Но фактически как я отслежу, что они там выкладывают и как подписывают? Исходники не отдаю, сразу говорю, что формат RAW, что весит очень много, а также что это подтверждение моих авторских прав. Предлагаю как вариант все более-менее удачные кадры в минимальной коррекции. Один раз только пришлось делать. И то это нужно было жениху из любопытства, а выкладывали они мои обработанные фото.

    Но вообще, конечно, стараюсь снимать так, чтобы фотография была изначально хороша, пусть на постановку кадра и уходит чуть больше времени. А щёлкать как попало, чтобы потом выискивать удачные кадры - какой тогда из меня фотограф? Так и бабушка моя сможет.

  28. Я тоже по началу думал отдавать исходники, думал "да что с них будет-то?". Один раз отдал, в итоге молодые стали кидать в сеть не обработанное фотографии. Зачем?
    Теперь я полностью уверен, что отдавать сырой материал нельзя. У меня есть свои методы работы с цветом, оптикой и т.д. что-то выравниваю или корректирую в photoshop-e.

    Кстати, на тему, так для размышления. Нашел исходники пару профессиональных фотографов)) студийные. Ужас))

  29. если уровень фотографа очень высокий то можно и не отдавать исходники, а если не очень то просто обязан отдать, потом клиент сможет заказать профессиональную ретушь, хороший спец из любого го..на конфетку сделает.

  30. Прежде всего весь отснятый материал - это собственность фотографа, с закрепленным авторским правом! Именно поэтому сам фотограф решает, отдавать съемку в "сыром виде" или нет.

  31. Видеосъемку стоит отдать, конечно, а вот фото...там же равы? они у обычного пользователя без плагинов вряд ли откроются))))

  32. Все фотографы отдают исходники - это нормальная практика. Может ваша обработка не понравится паре и лучше тогда отправить оригиналы. У меня был такой опыт на отдыхе - заказала фотографа, а она ужасно обработала фото и видео, так, что мне ну вообще не понравилось. Я попросила исходники прислать, а она их удалила! И в итоге я попросила вернуть оплату

  33. выскажусь с т.з. заказчика, являющегося фотолюбителем последние 10 лет.

    за все эти 10 лет у меня заботливо лежит (с бэкапом) весь мой таймлайн в равах, и поверьте, крайне приятно иметь возможность в любой момент отыграть цвет, свет и в целом параметры фотографии - бывает и кадрирование неудачное исправить можно, причём в обе стороны. Буквально недавно обрабатывал фотки 2007 года. Без колхоза и розочек, конечно :)

    на свою (относительно скорую) свадьбу обязательно буду договариваться с фотографом об отдаче исходников, предварительно обговорив несколько условий:
    1) совместная фильтрация откровенно неудачных фотографий (это несложно).
    2) публикация первые 2 или 3 года исключительно джипегов, предоставленных фотографом с обработкой, сделанной фотографом.
    3) при публикации своих версий обработки фотографий не упоминать фотографа, а если упоминать, то в положительном ключе :)

    мне кажется, что в таком случае легко будет найти человека, который согласится на подобные условия :)

    что скажете, господа?

    P.S. мои фото можно глянуть на eill.photosight.ru, но там не очень много :)

  34. На мои взгляд не стоит отдавать сырой материал ,во-первых съемка ведется в формате RAW , а во-вторых для чего нужно отдавать "некрасивые фото" . У меня были такие случаи , когда просили, пару раз отдавала , но потом стала прописывать этот пункт в договоре. Но для всех пар все индивидуально и дабы не идти на конфликт я могу отдать, при этом удалив хлам , но это бывает очень и очень редко)

  35. Это нужно как допуслугу предлагать.А насчет неграмотной обработки самим заказчиком оригиналов-это действительно проблема и ее лучше описать в договоре,чтобы "видение" заказчика не подпортило репутацию фотографа,которая конечно важнее цены единичного заказа

  36. Смотря как съемка. И исходники большого формата или нет? Я в Канаде, и у нас как бы либо вообще не принято отдавать исходники, либо в маленьком разрешении. Если хотят в большом - это дополнительная оплата

Чтобы писать сообщения вам необходимо